четверг, 20 октября 2011 г.

Совсем недавно читала интересную статью, которая заставила задуматься о том, какую трансформацию проходят наши литературные предпочтения с возрастом.  Если брать собственный пример (он –то всего ближе и понятней), то могу сказать, что все мои литературные трансформации происходили в тесной взаимосвязи со знаковыми событиями, происходящими в моей жизни. Конечно, я не имею в виду тот нежный возраст, когда я читала практически все, что попадалось мне под руку, так как читать я любила безумно. Это беспорядочное чтение было прервано родителями в момент, когда меня застукали  (тогда мне только исполнилось 11 лет) с книгой «Маленькие детективы большой Америки». Мне объяснили, что книга это не детская, на что я резонно заметила, что все детское и даже полудетское в доме я уже перечитала (опустив подробности о пододеяльном чтении с фонариком). С тех пор книгами меня снабжали регулярно, хорошими, разными, интересными и содержательными. И после «Унесенные ветром», «Поющие в терновнике» для меня настала эра Джульетты Бенцони. Ее 12-титомник «Катрин», который мама прятала от меня самым изощренным способом в самых недоступных местах, который, несмотря на все ее изощрения, в этих недоступных местах я находила. Чем был для меня этот роман? Как по мне, отправной точкой в установлении планки для принца, собирающегося покорить мое сердце. Это потом жизнь разубедит в существовании благородного, сильного, красивого и единственного. А тогда, лет эдак в14 я четко видела мужчину своей мечты: сметающего все преграды на своем пути, преодолевающего стужу, зной, пробирающегося сквозь дремучие леса и непроходимые болота, чтобы спасти меня от чего то там, злого, и себя, благодарно замирающую на его мужественной груди, в его сильных и теплых руках. Это потом, познав силу и горечь первой любви, я открою для себя Ахматову, правда, и останусь верна ей навсегда. По Ахматовой можно читать мою жизнь. Все начиналось у нас с ней с: «Было душно от жгучего света, А взгляды его — как лучи, Я только вздрогнула: этот может меня приручить…», продолжилось уже с надрывного: «И когда друг – друга проклинали…». Зачитанная до дыр книга с замусоленными страницами, карандашные пометки на полях. В том дерзком возрасте цветущего максимализма я даже позволяла себе править Ахматову! Как мне были близки ее стихи о вселенской любви и о такой же боли. Но вот прошли годы, став матерью, мне все ближе становились ее переживания и терзания за сына. Как проникновенно и понятно стали звучать строки, пронизанные тревогой.
Итак, подведем итоги. Человек, жертва социума. Человек не может быть одинок ни в своем счастье, ни в своем горе, он ищет выход своих эмоций, сопереживательную душу. Возможность там, на духовном уровне, найти понимание и поддержку.

Лично мне сейчас близки такие стихи: 
Колановская
Мне дела нет до сплетен, пересуд,  чиста, но не светла моя дорога.
Куда года меня стремглав несут? Куда, ответь мне ради Бога!
Мне дела нет до тех, кто так плывет, плывет инертно по теченью,
Мой путь, похожий на водоворот, не приведет к любовному забвенью.
Мне дела нет до тех, кто обижал, хлестал пощечиной щеку мне хлестко,
Кто в спину нож безжалостно вонзал, и врал в глаза затейливо и просто.
Мне дела нет до тех, кто там, в ночи, проклятья сыпал щедрою рукой,
А утром тихо так шептал: «прости», и обретал и совесть и покой.
Мне дело есть до тех лишь единиц, которым сердце я навек открыла,
Кому средь будней, сказок, небылиц, святой любви частичку подарила.
Я встану против мира на войну, не тяжела мне будет ноша эта!
Я в ад, или к создателю пойду, остаться не послушаю совета.
Мою любовь не вытерпят границы, она порой бывает беспощадна,
Когда летят событий вереницы, она прекрасна, весела, отрадна.
Моя любовь мне тяжкий – тяжкий крест, она мне дарит легче пуха крылья,
Судьбы карающий каленый перст, а не предмет, покрытый серой пылью.
Мне говорят нельзя любя сгорать, я не пойму такого отношенья.
И судьбы мира я могла б решать, не чувствуя любовного влеченья.
Но я ранима и слаба в любви, не жаждит сердце вечной славы!
Но стану тверже стали, если вы, любовь мою однажды растоптали!

Комментариев нет:

Отправить комментарий